28.02.2013

Не вреднее воды: чиновники заступились за антигололедный реагент


Круглый стол "Зимние автодороги: какими должны быть современные антигололёдные средства"

На прошедшей в РБК пресс-конференции эксперты раскрыли состав антигололедных реагентов, применяемых в Москве, и развеяли мифы об их вреде.

В условиях интенсивного автомобильного движения выпавший снег моментально превращается в наледь, справиться с которой можно единственным способом - применяя реагенты, растапливающие ее даже при очень низких температурах. Все реагенты работают по-разному, и в Москве в зависимости от погодных условий используются различные вещества.

"Первый и основной элемент, концентрация которого всегда 60% и выше по количественным показаниям, - это натрий хлор. Мы его с вами едим, мы его просто сыпем в суп. Поэтому получить для человека токсически негативное воздействие, конечно, можно, но для этого нужно съесть пуд соли. И то, как вы знаете, съеденный пуд соли является мерилом дружбы", - рассказал зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин.

Чистый натрий хлор в высоких концентрациях вреден не для человека, а для окружающей среды и техники, поэтому на дорогах Москвы применяют различные смеси. Туда добавляют калий хлор, натрий хлор, которые являются минеральными удобрениями. Чтобы при низких температурах плавить лед, используется жидкий реагент на основе кальция.

"Кальций хлор тоже является удобрением, но у кальция есть одно негативное свойство: он очень сильно влияет на коррозию. Он вызывает коррозию. Применительно к нашим гражданам, жителям Москвы это как раз тот самый случай, когда жители говорят: "Я наступил в лужу с реагентом, и у меня испортилась обувь". Поэтому кальций хлор не применяется на тротуарах, а только на дорогах и только в жидком виде", - добавил М.Шингаркин.

Также на тротуарах применяют формиат натрия - муравьиную кислоту, в качестве фракционного материала на тротуарах используют мраморную крошку, которая, в отличие от гранитной, не приводит к поломкам эскалаторов метро.

Создать идеальный реагент, который не разъедает обувь, не портит машины и экологию, невозможно. Любое средство оказывает негативное воздействие на окружающую среду и человека. Однако при правильном использовании токсический эффект можно свести к нулю.

"Необходимо понимать, что входит в состав конкретного химического вещества и как этим веществом пользоваться, - отметила научный сотрудник лаборатории гигиены почвы НИИ им.А.Н.Сысина РАМН Мария Водянова. - Существует технология, как правильно эксплуатировать данные виды реагентов, и при соблюдении всех этих требований никаких проблем не возникает".

"Некоторые люди жалуются, что противогололедные реагенты могут вызывать химические ожоги. Чушь. Извините за грубое слово. Химические ожоги вызывают только такие агрессивные химические соединения, как кислоты, щелочи, ангидриды, нитрат серебра в большой концентрации. Соли, которые применяются в противогололедных реагентах, не вызывают ожог. Они ненамного вреднее обычной воды", - рассказал член член экспертной группы химико-экологической общественной экспертизы Михаил Рейнов.

А в Подмосковье до сих пор применяется преимущественно наиболее дешевый реагент - песко-соляная смесь.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/21/02/2013/846290.shtml